Несколько любопытных фактов о грузовиках

В далеком 1828 году француз по фамилии Пекье запатентовал одно изобретение. Новинкой того времени стала работавшая на паровой тяге самоходная машина для перевозки грузов.

Конечно, проводить параллели между примитивной техникой прошлого и многосложными современными тружениками дорог довольно трудно.

Как далеко с тех пор шагнуло автомобилестроение и чем примечательны нынешние грузовики, расскажет данная статья.

Тягачи мощностью около 400 л. с., перевозящие до 25 т груза, в среднем расходуют 30-40 л топлива на 100 км. При этом в режиме холостого хода мотор потребляет примерно 4 л горючего в час. Любопытно, что емкость топливного бака такого автомобиля порой достигает 800 л.

Число передач на современных грузовых автомобилях достигает двадцати. К этому можно присовокупить и пару скоростей заднего хода.

Движущийся большегруз может представлять серьезную опасность для окружающих: чтобы остановить махину, мчащуюся на скорости 90 км/ч, понадобится примерно 6 секунд времени и свыше 150 м дорожного полотна.

Скоростной режим грузового транспорта имеет свои ограничения. Во многих странах мира действует правило: водитель не может разгонять машину свыше 90 км/ч (даже на автобанах).
Цена новенького грузового автомобиля порой достигает 150 000 евро.

Во время торможения большегрузов слышится шипение воздуха. Это происходит оттого, что в машинах такого рода используют пневматическую систему торможения – для остановки гигантского транспортного средства мускульной силы водителя будет явно недостаточно. Скорость грузовика уменьшают при помощи накапливаемой заранее энергии (ее продуцирует сжатый компрессором атмосферный воздух), дальнобойщик же только управляет содержимым специальных ресиверов.

Не так давно в грузовиках применяли барабанные тормоза. Но тяжелые условия эксплуатации потребовали от производителей новых решений: в конце 50-х годов XX столетия для большегрузных машин стали разрабатывать тормозные механизмы дискового типа (основой послужили аналогичные узлы, выпускавшиеся для авиации). В Европе такую инновацию впервые применила компания Renault – случилось это в 1980-х годах. Сначала модификации подвергся транспорт полной массой 6 т, затем – 10 т, в последнюю очередь переоборудовали автобусы и 40-тонные седельные тягачи. За фирмой-первопроходцем последовали и иные производители грузовиков: Volvo, MAN, Scania, IVECO и другие.

Максимальное число оборотов двигателей, устанавливаемых в современных грузовиках, достигает 2000 об/мин.

Стоимость резины, монтируемой на большегрузы, колеблется в пределах 10-30 тысяч рублей.

Огромный самосвал БелАЗ-75710, выпускаемый белорусскими производителями карьерной техники, входит в число наикрупнейших грузовиков мира. Спецмашина массой 360 т способна взять на борт 450 т добытой горной породы. Ее максимальная скорость – 64 км/м, радиус разворота – порядка 20 м. Габариты грузовика: высота – 8,3 м, ширина – 9,8 м, длина – 20,6 м. Самосвал оснащен сразу шестью двигателями – они помогают машине транспортировать колоссальные объемы породы. Ближайшие конкуренты этого автомобильного монстра: Liebherr T 284 (Германия), Caterpillar 797F (США).

А чем любопытна спецтехника отечественных марок, таких как КАМАЗ и МАЗ? Ей то же есть чем похвастаться. Так в 1979 году Камский автомобильный завод стал мировым лидером по выпуску грузового транспорта. В ту пору с его конвейеров сошло порядка 100 тыс. большегрузов. Российские КАМАЗы и белорусские МАЗы, по сравнению с зарубежными аналогами, доступны по цене, удобны в эксплуатации, для них всегда в продаже имеются недорогие запчасти.

В наши дни автомобильный транспорт является важной частью мировой экономики. Грузовые машины перемещают огромные массы товаров. Так статистика свидетельствует, что около 80% отправлений, доставляемых по всему земному шару, приходится на автомобили.

Любопытно, что сегодня автотранспорт используют в основном при перевозках груза на расстояния до 300 км, но на деле тяжелые машины способны конкурировать с железнодорожными составами и на более протяженных маршрутах – вплоть до 3000 км.