Дорожные одежды

Достаточно широко распространены цементно-бетонные дороги в городах Австрии, Англии, Италии, Бельгии, Франции. Современные городские проезды в США часто строятся также с бетонным покрытием. Цементно-бетонные покрытия находят все большее применение при строительстве новых городских дорог и улиц (городских скоростных дорог, общегородских и районных магистралей) в тех случаях, когда подземные коммуникации могут быть устроены вне их зоны. Для конкретных условий ряда городов строительство цементно-бетонных покрытий вполне оправдано и экономически. Так, для условий г. Москвы на магистральных улицах и дорогах при тяжелой нагрузке стоимость строительства 1 м2 бетонного покрытия мало отличается от стоимости асфальтобетонного на бетонном основании. При более длительном сроке службы бетонных покрытий, меньших эксплуатационных расходах суммарные затраты на строительство и эксплуатацию цементно-бетонных покрытий быстро окупаются, даже если они несколько превышают аналогичные затраты на асфальтобетонные покрытия. Цементно-бетонные одежды на городских улицах устраивают в виде плит из монолитного бетона или собирают из отдельных заранее изготовленных плит. Монолитные цементно-бетонные дорожные одежды строят путем укладки, разравнивания и уплотнения цементно-бетонной смеси непосредственно на подготовленное основание проезжей части улицы. Надежность и долговечность бетонных покрытий обеспечиваются надлежащим проектированием земляного полотна, повышенными нормами уплотнения грунтов, применением морозозащитных слоев и прочных оснований.

Конструкция основания под цементно-бетонное покрытие назначается с учетом двух условий: а) водно-теплового режима дорожной конструкции в целях предотвращения недопустимого неравномерного зимнего вспучивания и предохранения от избыточного увлажнения грунта; б) динамического взаимодействия покрытия с основанием, обусловленного влиянием веса, интенсивности и скорости движения расчетных транспортных единиц на несущую способность дорожной одежды и ровность покрытия.