Эксперименты, выполненные на передвижной лаборатории

Прежде всего, необходимо отметить воздействие погодно-климатических факторов на психофизиологическое состояние водителя. В ответ на это воздействие в организме человека развивается система функциональных сдвигов, имеющих важное значение для работы водителя: повышаются утомляемость и время реакции, снижается скорость переработки информации. О характере этих изменений свидетельствуют исследования реакции водителей при высокой температуре воздуха и анализ дорожно-транспортных происшествий в Краснодарском крае и Саратовской обл. в летний период. Эксперименты, выполненные на передвижной лаборатории, оборудованной аппаратурой для определения психофизиологических параметров водителя, показали, что через зрительный анализатор он воспринимает разнообразные объекты и сигналы с различным информационным содержанием (сенсорный компонент реакции) и выполняет соответствующее ответное действие или маневр (моторный компонент реакции). В практической деятельности водителя чаще всего возникает дифференцировочная реакция и реакция выбора. Время реакции, принятое равным 1с и используемое в расчетах при проектировании дорог, тождественно дифференцировочной реакции.

Правильнее характеризует деятельность водителя реакция выбора, когда в ответ на возникший раздражитель необходимо выбирать оптимальное решение из многих возможных. Как показали исследования, быстрота реакции существенно зависит от температуры окружающего воздуха. Так, при температуре воздуха 16-23°С дифференцировочная реакция составила в среднем 779 мс, а реакция выбора 971 мс. При температуре воздуха 27°С время дифференцировочной реакции увеличилось до 877 мс (на 11,3%), а реакция выбора до 1281 мс (на 32%). Вместе с другими увеличение времени реакции — одна из причин роста аварийности при высокой температуре воздуха.