Гранулированные топливные шлаки

Уже более 500 тысяч тонн этих отходов использовано при строительстве 200 километров дорог. Применение таких материалов в дорожном строительстве все время расширяется. На горно-обогатительных комбинатах Кривбасса в отвалах лежит более 50О миллионов кубических метров вскрышных пород. И с каждым годом они пополняются и занимают все больше земельных угодий прилегающих сельскохозяйственных районов. А эти земли должны давать больше зерна, продуктов животноводства. В соответствии с координационным планом АН УССР Госдорнии проводит исследования свойств вскрышных пород для использования их в дорожном строительстве. Установлено, что такие разновидности вскрышных пород, как кварциты, можно использовать для строительства дорог.

Научные разработки по применению местных некондиционных каменных материалов (малопрочные известняки и песчаники), отходов промышленности были учтены в ведомственных и всесоюзных нормативных документах. Например, исследования ученых-дорожников Украины использованы при разработке Государственного стандарта на щебень шлаковый доменный и сталеплавильный для дорожного строительства, а также Инструкции по применению зол и шлаков ТЭС Украины при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Более широкому применению местных строительных материалов, побочных продуктов промышленности н укрепленных грунтов при проектировании местных дорог помогают разработанные учеными и проектировщиками республики альбомы дорожных одежд для всех областей республики. В результате применения конструкций дорожных одежд из местных материалов сметная стоимость одно го километра дороги снижается на 3-4 тысячи рублей. Только за два года десятой пятилетки таких дорог запроектировано около 8 тысяч километров.