Оценка точности акустических методов контроля

Итак, рассмотрим применение теории корреляции и машинной математики к определению прочности цементобетонных покрытий акустическими методами, т. е. по косвенным показателям. При исследованиях использован импульсный ультразвуковой способ и электронный прибор типа ПИК, разработанный в Союздорнии. Для испытания бетонных покрытий импульсным способом необходимо предварительно построить тарировочный график связи (корреляции) скорость — прочность для данного состава бетона. Было построено несколько тарировочных кривых связи КСП, т. е. для основных марок бетона и типов крупного заполнителя, используемых в бетоне сборных железобетонных мостов и дорожных покрытий Московской кольцевой автомобильной дороги. Всего на строительстве этой дороги акустическими методами было испытано свыше 250 тыс. м3 бетона, 91 км цементобетонных покрытий, изготовлено и испытано более 500 кубиков, вырезано и испытано 80 контрольных кернов и произведено свыше 120 000 измерений скорости звука в покрытиях. После того как были накоплены данные по связям КСП для бетона в покрытиях и конструкциях, были написаны выражения прогрессии для такой связи, аппроксимирующие корреляцию между скоростью звука и пределом прочности бетона данных марок. Общий вид такого выражения можно представить упрощенной формулой Следует указать, что приведенные выше чисто формальные математические выражения, в которые мы не вкладываем никакого физического смысла, служат только алгоритмом для построения программы вычислений. Расчет коэффициентов и с производился по способу наименьших квадратов на программированной автоматической счетной фактурной машине ФМСР-1116. Отработку данных и вычисление прочности по связи КСП производили по разработанной в Союздорнии единой Методике.