Положительное и отрицательное влияние поперечного уклона

Таким образом, 90-98% времени поперечный уклон проезжей части оказывает только отрицательное влияние и тем большее, чем больше этот уклон. Поэтому закономерна постановка вопроса о дифференцированном подходе к назначению размера поперечного уклона с учетом климатической зоны и в зависимости от суммарной продолжительности действия и последействия жидких и смешанных осадков, их интенсивности, соотношения длительности периодов с положительными и отрицательными температурами воздуха. Положительное и отрицательное влияние поперечного уклона отражается на дороге (ее конструкции, стоимости, удобстве эксплуатации) и на транспортном потоке (скорости и безопасности движения) не однозначно, поэтому следует считать, что поперечный уклон может быть различным в одном и том же районе на дорогах с разной интенсивностью движения. Анализ норм и методов проектирования дорог показывает, что влияние факторов климата и погоды на размер поперечных уклонов проезжей части учитывается во всех странах, но недостаточно дифференцированно и обоснованно. Поперечные уклоны на двускатном поперечном профиле назначают с учетом типа покрытия: от 15%о Для цементо — и асфальтобетонных покрытий до 40%о для грунтовых дорог независимо от района приложения. О необходимости дифференцировать требования к размеру поперечного уклона проезжей части свидетельствуют материалы XV Международного дорожного конгресса, в которых приведены многочисленные исследования влияния параметров дороги и интенсивности осадков на толщину слоя воды, коэффициент сцепления, на число дорожно-транспортных происшествий.

Считается, что при поперечном уклоне 25% достигается оптимальная толщина водной пленки, вызывающей аквапланирование и уменьшение коэффициента сцепления. Рекомендуется выбирать большее из допустимых значений — поперечного профиля при. продольном уклоне дороги менее 5 и более 20% о, чтобы избежать образования длинных водных дорожек на проезжей части.