Расчет для сухого и мокрого чистого покрытия

Для нормального движения автомобиля необходимо, чтобы сила тяги была больше или равна сумме сил сопротивления движению и меньше или равна максимально возможной силе сцепления ведущих колес автомобиля с дорогой, т. е. значение динамического фактора, определяемого по графику, ограничивается условиями сцепления колес с дорогой. Практически такую проверку не выполняют, поскольку расчет ведется для сухого и мокрого чистого покрытия, при котором считается, что условия сцепления достаточны для достижения расчетных скоростей. Другие состояния покрытия не рассматриваются. Таким образом, изложенные методы определения максимального продольного уклона не учитывают состояние покрытий в зимний период, увеличение коэффициента сопротивления движению и уменьшение коэффициента сцепления с ростом скорости по сравнению с теми скоростями, при которых получены расчетные значения этих коэффициентов. В настоящее время в расчетах коэффициент сопротивления качению принимают постоянным, равным 0,01 или 0,02. Коэффициенты сцепления принимают также постоянными в зависимости от характеристик участков дорог по условиям движения. Для пониженного сцепления допускается принимать коэффициент сцепления 0,2-0,25. Игнорирование реальных условий взаимодействия автомобиля с дорогой особенно заметно проявляется в зимний период, когда на дороге любой категории возможно наличие слоя рыхлого или уплотненного снега, гололеда, мокрого снега, растворенного хлоридами. Продолжительность этих состояний различна и зависит от климата района проложения дороги, ее технического уровня, качества содержания и колеблется от 20 до 40% продолжительности года и более. На многих дорогах в течение всего этого периода фактические скорости значительно ниже расчетных. Особенно заметно снижаются скорости при наличии на покрытии рыхлого снега, когда значительно возрастает сопротивление движению и снижаются сцепные качества.